Иконы

Балахнинский музейный комплекс на начало 2016 г. располагал коллекцией икон XV-XIX вв. (160 экспонатов), поступивших в фонды музея в разное время из балахнинских церквей. Начало изучения балахнинских икон связано с именем искусствоведа, графа Юрия Александровича Олсуфьева, который в конце 1920-х гг. совершал объезд провинциальных городов с целью выявления уникальных предметов старины, прежде всего икон. Побывал он и в Балахне. В 1980-1990-е гг. изучением и реставрацией икон Христорождественской церкви занимались директор департамента по охране и использованию историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области Н.Н. Бахарева; реставраторы В.Ф. Косушкин и З.А. Захарова. Фактически, вплоть до настоящего времени коллекция икон Балахнинского музейного историко-художественного комплекса в научный оборот не введена, хотя представляет большой научный и художественный интерес. Исследованием икон из балахнинских церквей, находящихся в собрании Нижегородского государственного художественного музея (НГХМ) занимался эксперт-искусствовед, член Союза художников России Петр Петрович Балакин. В каталоге «Древнерусское искусство» он писал: «Балахнинские церкви, имеют особое значение для истории коллекции, потому что с ними, во-первых, связан происхождением ряд памятников древнерусской живописи, стилевые признаки которых позволяют приписывать им нижегородскую местную принадлежность. Во-вторых, все они относятся к XVI в., поэтому можно предполагать, что поступившие отсюда иконы создавались для этих храмов и пребывали в них изначально». Тоже можно сказать и о коллекции Балахнинского музея. В действительности, в коллекции НГХМ находятся балахнинские иконы и XVII в., в том числе царские врата и икона Богоматерь Одигитрия Смоленская из Покровской церкви. В конце 1920-х гг. самые ценные и старинные иконы из Вознесенского собора, Воскресенской, Борисоглебской и других церквей были вывезены не только в НГХМ, но и в Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, в Государственный исторический музей и др. Бесследно исчезли иконы «Ключ разума» из Троицкой церкви и Печерская икона Божией Матери (середина XVII в.). Лишь незначительная часть икон осталась в городе.

 

По времени поступления в фонды коллекцию можно разделить на три группы. Первая группа – иконы раннего периода поступления – с 1927 г. по 1930-е гг. Второй блок – 1977 г. (50 икон) Третий – 1990-е гг. по настоящее время. В первую группу входит 18 икон. Это иконы разные по времени и месту производства. Одна икона «Христос Спаситель» (БРМ-164) выполнена на стекле. По документам Балахнинского городского совета следует, что в 1927-28 гг. две иконы музея Смоленская икона Божьей Матери и икона «Усекновение главы Иоанна Предтечи» по указанию реставратора и сотрудника Нижегородского госмузея Баранова и Демьянова были переданы в реставрационную мастерскую этого музея.

 

При изучении коллекции икон балахнинского музея логичнее использовать классификацию по времени создания икон.

 

Самой первой под номером 152 записана самая ранняя икона «Николай Чудотворец». Датировать икону точно не представляется возможным. Во всех документах стоит дата – XV в., однако реставраторы ЦМиАР датировали ее второй четвертью XVI в. и отнесли ее письмо к живописи Средней Руси. Икона является уникальным памятником средневековой культуры и представляет огромную историко-художественную ценность. Ю.А. Олсуфьев видел эту икону и оставил записи о ней в своем дневнике. В паспорте реставратора К.Г. Тихомировой сделана запись: «По сведениям из дневников Ю.А. Олсуфьева (архив МиАР) икона в 1474 г. была принесена в Никольский монастырь г.Балахны из Нижнего Новгорода». Никольский монастырь в Балахне по документам не значился, зато известно, что в городе был Покровский мужской монастырь, основанный, видимо, в начале XVI в. В монастыре около 1552 г. была построена кирпичная Никольская церковь, что не исключает возможности принесения иконы именно в этот монастырь. По другой версии, икона была изъята сотрудниками музея в 1926-1927 гг. из Вознесенского собора, который именно в те годы разорялся. Каменный собор был построен в 1727 г., а до него на этом месте находился деревянный собор, построенный в 1538 г., который являлся главным храмом не только Балахны, но и всего уезда. По писцовой книге Балахны 1674-1676 гг. «соборная церковь Вознесения Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа» имела три предела, в том числе и придел Святого Николая Чудотворца. В церкви находился образ Николы Чудотворца. Несмотря на то, что иконы Николы находились практически во всех русских церквах, не исключена возможность, что В.Н. Кириллов и Ю.А. Олсуфьев обследовали именно самую ценную церковь в Балахне и «Никола Можайский» находился именно там. В 1963 г. сотрудниками Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (ЦМиАР) по приказу Управления культуры Горьковского облисполкома из фондов Балахнинского краеведческого музея была вывезена икона «Святитель Николай Можайский» (первая половина XVI века; размер 123х83 см) для проведения реставрационных работ. Первая реставрация иконы проводилась с января по март 1965 г. старейшим реставратором музея и иконописцем Кирой Георгиевной Тихомировой, повторное укрепление было проведено с октября 1967 по февраль 1968 г.. Второй паспорт при последующей реставрации был составлен реставратором А.В. Кириковым в 1969 г. В течение 52 лет икона оставалась в ЦМиАР, экспонировалась в церкви Михаила Архангела. В декабре 2015 г. «Никола Можайский» вернулся в Балахну.


Никола Можайский

 

XVII веком датируется несколько икон из музейного собрания. Прежде всего, это Смоленская икона Божией Матери (БРМ-156, размер 100х74 см). Икона происходит, видимо из церкви Рождества Христова, хотя в музей она поступила в конце 1920-х гг., в то время как комплекс икон из этой церкви были записаны в основную книгу учета лишь в 1977 г. Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия» (Путеводительница) фиксируется Писцовой книгой Балахны 1674-1676 гг. в церкви Рождества Христова [7, с. 20]. В музее хранятся иконы второй половины XVII в. праздничного ряда из этой церкви: «Рождество Христово» (БРМ-1843, размер 106х60,5 см), «Богоявление Господне» (БРМ-2395, размер 118х71,5), «Преображение Господне» (БРМ-2394, размер 117х71 см), «Введение во храм Пресвятой Богородицы» (БРМ-2393, размер 117х64 см).

Второй комплекс икон праздничного ряда меньших размеров: «Рождество Христово с поклонением волхвов» (БРМ-1904, размер 89,5х62 см), «Покров» (БРМ-1841, размер 98х54,5 см) датируется XVIII в. На последней иконе имеется уникальное изображение позолоченного, тяблового русского провинциального иконостаса, не исключено, что здесь изображен один из малых пределов какого-то балахнинского храма, куда могла была быть заказана эта икона.

Рождество Христово с поклонением волхвов

 

В 1994 г. В.Ф. Косушкиным была раскрыта и в 1995 г. Н.Н. Бахаревой введена в научный оборот икона «Богоматерь на полумесяце» (БРМ-1840). По их мнению, иконографические и стилистические особенности образа Богоматери позволяют отнести икону к рубежу XVII-XVIII в. Икона создана местным мастером под влиянием мастеров Оружейной палаты. Основой создания образа стал текст из главы 12 «Апокалипсиса»: «жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд». В русской иконографии образ появился лишь в конце XVII в. и практически не прижился.

 

Богоматерь на полумесяце

 

К петровскому времени относятся еще две иконы из музейной коллекции: «Усекновение главы Иоанна Предтечи» (БРМ-159, размер 140х90 см) и «Страшный суд» (БРМ-160, размер 128х104). Примечателен тот факт, что на иконе «Усекновение главы Иоанна Предтечи» в образе палача усматривается портретное сходство с царем Петром I, что позволяет предположить в иконописце старообрядца. В начале XVIII в. в Нижегородском Поволжье были столь сильны староверы, что Петр I направил в непокорный край Питирима для борьбы с ересью. Известно, что старообрядцы, которых и в Балахне было не мало, посещали храмы вместе с никонианами и молились одним иконам. Одним из главных жертвователей при строительстве Вознесенского собора в 1727 г. был купец-старообрядец Петр Игнатьевичем Осокин. Из их рода происходила и основательница скита в семеновских лесах Манефа Старая. Наличие в храме иконы, на которой царь представлен как попиратель древнего православия, представляется чуть ли не сенсационным.



Усекновение главы Иоанна Предтечи

 

Композиция иконы «Страшный суд» по традиции разделена на несколько регистров. В центре Бог восседает на престоле. Слева – Небесный Иерусалим. Образ Страшного Суда – одна из самых сложных иконописных композиций, в нем представлены целые миры, небо, солнце, звезды, и мир подземный с Сатаной, сидящем на страшном звере с открытой пастью, куда падают грешники. В подземном мире четыре ангела с копьями бьют грешников и гонят в пасть Сатаны, что строго соответствует традиционной иконографии древнерусской живописи, отмеченный еще Ф.И. Буслаевым.

Специалист межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ) В.Ф. Косушкин при проведении реставрационных работ датировал XVIII в. и икону «Богоматерь всех скорбящих радость». В иконографии тема «Всех скорбящих радости», по мнению В.И. Антоновой, появляется не ранее XVII в. Главная особенность сюжета – изображение людей, которые страдают различными недугами, скорбями. Между ними обычно летают ангелы, совершая благодеяния от имени заступницы-Богоматери. На балахнинской иконе Богоматерь по размеру во много раз превосходит остальные фигуры, одета она в хитон и мафорий (ризу Богородицы), но хитон больше напоминает обычное «мирское» синее платье с белыми цветочками, что делает ее земной женщиной, которая, как настоящая мать, защищает своих детей, всех страждущих, больных и сирых. Несомненно, это подчеркивает провинциальный характер живописи иконы.

 

К XVIII в. относится и икона «Царь Царем. Господь Вседержитель Иисус Христос». Господь восседает на роскошном резном престоле. На нем золотой саккос с каймами. На голове Спасителя – золотая с орнаментом и драгоценными камнями митра, больше напоминающая императорскую корону. В правой руке царский скипетр и держава. Ноги покоятся на подушке, лежащей на розоватом подножии. Стиль письма иконы очень схож с иконой из фондов Владимиро-Суздальского музея-заповедника «Христос Великий Архиерей, с припадающими преподобными Сергием Радонежским и Евфимием Суздальским», написанную мастером Оружейной палаты Московского Кремля, учеником Симона Ушакова Георгием Терентьевым Зиновьевым в 1681 г. в Москве. Икона является центральной в комплексе икон, написанных в одном стиле, с бледно-зеленым фоном. Шесть икон предстоящих левосторонних (БРМ-1852, 1857 (Богоматерь), 1864, 1895, 1896, 1897) и пять правосторонних (БРМ-1853, 1855, 1856, 1867, 1902).

Царь Царем. Господь Вседержитель Иисус Христос

 

К старым поступлениям принадлежит и икона «Воздвижение креста Господня» (БРМ-161), происходящая, видимо, из праздничного ряда одной из разрушенных церквей (размеры 111х86 см). Икона поражает золотым торжественным фоном и насыщенностью композиции. В центре на полукруглом амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом, по сторонам – два иподьякона. С двух сторон от патриарха – царь Константин и царица Елена и две группы людей. Это традиционная для московской школы иконография.

В собрании балахнинского музея находится семь икон-миней (месячных святцев). Каждая минея содержит миниатюры по количеству дней в месяце с изображением святых, чтимых в конкретный день. Средний размер икон 50х40 см. Поступили на хранение в фонды в 1977 г. Минеи датируются XVIII в. и являют собой интересные образцы провинциальной живописи. На обороте минеи на май (БРМ-1830) имеется надпись, сделанная черными чернилами скорописью XVIII в.: «Федор Федоров ...» (фамилия неразборчиво, возможно Худяков). Вероятно, это надпись вкладчика или заказчика иконы.

В музейной коллекции есть и «нецерковные» иконы. Одна из них подписная «Святой великомученник Иоанн Воинственник» (БРМ-169), в металлическом окладе, первая половина XIX в., размер 50х35 см. Иоанн воин представлен в полный рост, в левой руке он держит жезл. Одет в рубаху и кольчугу. На обороте иконы бумажная наклейка, на ней надпись чернилами: «Образ сей. Во имя св. великомученика Иоанна воина пожертвовано в 1858 году в апреле месяце Балахнинским городничим Серафимом Ивановичем Чудаковским в Балахнинскую градскую полицию. Освящено ... мая 1858 г. Празднуется ... 30 июля».

Отдельную группу представляют иконы «палеховского» письма, происходящие из Владимирского предела церкви Рождества Христова. Все они имеют разные формы и размеры: восьмиугольные «Несение креста Господа Иисуса Христа» (БРМ-1865, размер 58х30 см), «Лобзание Иудино» (БРМ-1870, размеры 58х30 см); прямоугольная «Бичевание Иисуса Христа» (БРМ-1866, размер 62,5х29,5см); полукруглые «Возложение тернового венца» (БРМ-1871, размер 63х30), «Моление о чаше» (БРМ-1872, размер 63х30 см), «Распятие Господне» (БРМ-1873, размер 66х30 см), «Приведение к Каиафе» (БРМ-1908, размер 66х30 см). Этот комплекс представляет сюжеты страстей Христовых Страстной недели и, видимо, был выполнен одним мастером.



Моление о чаше



 

 

 

 

 

 

 

Лобзание Иудино

 

Рубеж XIX-XX вв. представлен иконой «Знамение» (Понетаевская), поступившей в музей в конце 1920-х гг. (размер иконы 100,5х87,5 см). Икона была написана в художественной мастерской Серафимо-Понетаевского монастыря. Мастерская работала с 1864 по 1919 год. Исследователи отмечают очень высокий профессионализм произведений, вышедших из-под кисти понетаевских монахинь. За успехи в живописи игуменья Евпраксия (Гликерия Занятова, принявшая в 1870 году постриг с именем Евпраксия) была награждена золотым крестом, а сестры художницы – серебряными. В нижней части иконы надпись: «Точная копия с чудотворного образа Знамения Пресвятыя Богородицы прославившегося в мае 1889 г. в Серафимо-Понетаевской обители Нижегородской губ. Арзамасского уез. Настоящий образ и копия писаны в оной живописной мастерской». На иконе представлено погрудное изображение Богоматери с распростертыми руками, вписанное в круг. На груди Богородицы – круг с поясным изображением младенца Христа, благославляющего правой рукой, в правой руке держит свиток. Справа и слева от младенца – две шестиконечные звезды. Реставрация иконы была проведена в 2004 г. В.Ф. Косушкиным.


«Знамение» (Понетаевская)

 

Коллекция икон Балахнинского музейного комплекса не исчерпывается перечисленными иконами. В собрании находятся церковные и «домашние» иконы: пророки, святые, образы Богоматери и т.д.


Карта сайта
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих
персональных данных. Подробности в - ПОЛИТИКЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ