www.culture.ru
Кружево
Коллекция кружев одна из лучших в фондах Балахнинского музейного историко-художественного комплекса. Ее формирование началось в 1926 г., и на момент открытия музея для посетителей, которое состоялось 7 ноября 1927 г., в его экспозиции располагалось 45 образцов кружевных изделий. В настоящее время в фондах музея находится около 500 единиц хранения кружевных изделий и сколков (рисунков для плетения). Среди них так называемое «штучное» кружево – косынки, шарфы, платки, фишовки, воротники и мерное кружево, которым оформлены изделия из ткани. Большая часть изделий выплетена многопарной техникой плетения с традиционными элементами для Балахны – «гроздьями винограда», «шапками роз», «дубовыми листьями», «огурцами», «вазонами».
В коллекции более 100 плетенных «штучных» предметов: косынки, платки, шарфы. Среди них, пожалуй, самый старый экспонат коллекции – кружевная косынка (или шаль) длиной три метра. Ее можно датировать второй половиной XIX в., она выполнена по старинному сколку.
В музейную коллекцию входит 37 кружевных косынок, из них 21 полновесное изделие, выполненное в многопарной технике, и одна часть косынки кружевницы А.И. Клиновой. Изделий, плетенных в сцепной технике, – 16. В основе узоров косынок, плетенных многопарной техникой, лежит растительный орнамент в сочетании с «двухбулавной» и «московской» (пятибулавной) решетками.
В XIX – начале XX вв. кроме традиционных косынок были очень популярны и платки. Всего в музейной коллекции четыре черных платка. Один из них был выплетен в конце XIX в. потомственной балахнинской кружевницей Прасковьей Андреевной Кочетовой. Самый большой по размеру платок (140×140 см) поступил в музей в 2008 году.
В коллекции всего пятнадцать шарфов, десять выполнены в традиционной для Балахны многопарной технике плетения, а пять в сцепной. Два шарфа полностью выплетены «клюневой» решеткой, очень любимой кружевницами. Современные изделия – работы Л.Ф. Васильевой, Г.А. Котовой выполнены по восстановленным старым сколкам.
В фондовой коллекции три плетеные женские кофты. Изделия из шелка выполнены в многопарной, а из отбеленного льна – в сцепной техниках плетения. Все изделия поступили в коллекцию в 1956 г, имена кружевниц неизвестны, предположительно начало XX в. Три пояса, два выплетены из черного, а один из кремового шелка. На одном поясе из черного шелка, с кистями на концах, выплетено «люблю сердечно дарю навечно», все слова обведены цветной сканью, поступление 1956 г.
В фондах музея хранятся восемь накидок на подушки, четыре из них полностью выплетены на коклюшках из белых хлопчатобумажных ниток; десять полотенец с плетеными краями.
В 1975 г. в музей поступил комплект для плетения кружев старейшей кружевницы Балахны Александры Ивановны Клиновой.
Образцы мерного кружева поступали в музей уже в первые годы формирования коллекции. Самые ранние из них можно отнести ко второй половине XIX в., это прошва и край с растительным орнаментом. Подзоры стали поступать в музейное собрание только с 1982 г., одним из первых был подзор работы кружевницы Анастасии Матвеевны Медведевой. Балахнинская музейная коллекция подзоров небольшая, но содержит достаточно много отдельных плетеных прошв и краев, которые шли на их отделку. Ткань подзоров в процессе использования сильно изнашивалась, поэтому плетеные вставки отпарывали, давая кружеву вторую жизнь. К сожалению, данные о мастерицах многих изделий отсутствуют.
Довольно часто «штучные» изделия и подзоры поступали в музей с разнообразными бытовыми предметами, принадлежавшими кружевницам. Это коллекции: Фелицаты Никаноровны Плотниковой, Александры Ивановны Шкапиной.
В последние годы стали формироваться личные коллекции современных кружевниц. Самая значительная из них принадлежит Г.А. Котовой.
Галина Александровна работала в цехе кружевоплетения Городецкой строчевышивальной фабрики, который существовал в Балахне с 1969 по 1994 г. Возглавляла его Лидия Федоровна Васильева, окончившая Кировское училище и приехавшая в Балахну в 1968 г. Кружевницы этого цеха стали наследницами сложного по технике исполнения «балахонского манера».
В фондах Балахнинского музейного историко-художественного комплекса хранится коллекция сколков кружева, которую можно датировать первой половиной XX века. Сколки – рисунки, по которым выплеталось кружево, размещены на бумажных носителях – специальной и оберточной бумаге, старых плакатах и календарях. Рисунок обозначен проколами, некоторые фрагменты композиции обведены для четкости чернилами. На полях сколков имеются пометки чернилами или карандашом, оставленные самими кружевницами.
Кружева и сколки кружев, хранящиеся в фондах Балахнинского музейного историко-художественного комплекса, представляют собой целостную коллекцию, в полном объеме отражающую историю, технику и этапы развития традиционного балахнинского кружева за двести лет его существования.