История музея

Балахнинский историко-бытовой музей создавался трудом рядовых школьных преподавателей, любителей истории. Стимулом для активизации в городе историко-краеведческой деятельности послужила общероссийская компания по ограблению церквей. Вскоре после изъятия комиссией Нижегородского губернского музея  из церквей Балахны икон и других ценных предметов в школе II-ой ступени (впоследствии школа № 1 по улице Ленина) собрались преподаватели: Виктор Николаевич Кириллов, Александр Михайлович Деницын, Петр Петрович Розанов и другие. Сейчас трудно определить, что двигало этими людьми: желание сохранить в городе культурно-исторические ценности или религиозные мотивы, но они решили организовать в Балахне краеведческое общество и музей. На втором собрании, на котором кроме них присутствовали А.Н. Бронников, П.М. Терентьев, С.А. Чернявский, в лучших традициях советских времен, когда любили «постановлять», «решать», «утверждать», было вынесено «постановление»: избрать председателем организационной комиссии Кириллова и секретарем Деницына и поручить Кириллову увязать организацию научного общества с Нижегородскими организациями». В.Н. Кириллов развил активную деятельность. С разрешения местных властей он собрал 250 подписей желающих вступить во вновь организуемое общество, и уже  3 марта 1926 г. в Нижгубадмотд (Нижегородском губернском административном отделе) было утверждено Балахнинское археолого-этнологическое научное общество.

За первый год деятельности была проделана огромная работа. В.Н. Кириллов сумел выхлопотать помещения трех разоренных церквей: Спасо-Преображенскую деревянную  – под Центральную Балахнинскую библиотеку; Знаменскую – под музей; Крестовоздвиженскую – под кустарно-промышленный и естественно-исторический отделы музея. Начали собираться архивы дореволюционных учреждений, коллекции изразцов. Члены общества провели пробные археологические раскопки с целью отыскания подземных ходов крепости города, подготовили несколько исторических статей, произвели фотосъемку памятников старины (церквей)  и очень вовремя. Буквально через три года были снесены с лица земли Вознесенский собор, Спасо-Преображенская, Ильинская, Никитская церкви. В.Н. Кириллов налаживал связи с обществами и музеями Ярославля, Ростова, пытался открыть филиалы Балахнинского общества в Сормове, деревне Останкино Нижегородского уезда. Обширны были и планы общества: зарисовать все имеющиеся изразцы и издать собранные сколки (технические рисунки) балахнинских кружев, устроить мастерскую кружев и глади, исхлопотать в Балахнинском районном исполнительном комитете «ненужные им вещи – полицейские шашки старого образца». Члены общества пытались наладить в Балахне и практическую краеведческую работу – отремонтировать стену Покровской церкви, обследовать Никитскую церковь, открыть подземные ходы согласно преданиям старожилов и плану, который был составлен В.Н. Кирилловым во время большого половодья 1926 г., устроить башенные часы с боем в колокола «Интернационала». Эти планы требовали значительных денежных средств, которых у общества, естественно, не было. Оно существовало за счет мизерных членских взносов.

На первом собрании, которое состоялось 25 января 1927 г., было избрано правление в составе В.П. Кириллова, В.Ф. Черемухина, Б.А. Ступина, С.А. Чернявского, А.Н. Бронникова, И.Т. Николаева, П.М. Терентьева, В.П. Крутовского, В.И. Рукавишникова, А.М. Деницына, П.П. Розанова. Оно и подготовило документы на утверждение Балахнинского музея в высших инстанциях. 19 февраля 1927 г. Музейный отдел Главнауки Наркомпроса включил Балахнинский музей в сеть местных музеев РСФСР по Нижегородской губернии. Этот день и можно считать днем основания Балахнинского историко-бытового (впоследствии краеведческого) музея. В августе этого же года музей был включен в смету городского бюджета с двумя штатными должностями – заведующего музеем и сторожа. За первый год на нужды музея было выделено 951 руб. 79 коп. Эти средства, кроме выплат заработной платы, пошли на промывку и побелку внутренней части Знаменской церкви, где разместились экспозиции, на приобретение стеллажей и витрин. Заведовал музеем В.Н. Кириллов. Немалую пользу оказывал и Б.А. Ступин, который вместе с архитектором С.А. Чернявским пожертвовал в музей большую коллекцию изразцов.

Следуя постановлению Горсовета музей был открыт для посетителей к 10-ой годовщине Великого Октября и работал 7 и 8 ноября по 3 часа. Интерес к новому музею был столь велик, что за эти 6 часов его посетило 900 человек. Возрастал и престиж музея как научного учреждения. В 1927 г. в музей приезжал начальник Московского Горного округа за справками о Балахнинском соляном промысле, имевшем общероссийскую известность.

Члены Балахнинского археолого-этнологического общества во главе с В.Н. Кирилловым констатировали, что Балахнинский район «несмотря на вывоз в центральные музеи ценных старинных вещей и хищническое скупание древностей, еще очень богат стариной». В первый год своего существования, благодаря стараниям В.Н. Кириллова и его помощников, музей располагал большой коллекцией. В Знаменской церкви экспонировались:

  •  400 штук изразцов;
  •  45 кружев;
  •  балахнинское шитье шелком, шерстью, гладью, бисером, золотом, блестками и т.д.;
  •  одежда из парчи, камки, тафты, штофа – всего 16 образцов;
  •  русская набойчатая ткань – 10 образцов;
  •  7 местных женских костюма;
  •  2 головки, шитых блестками;
  •  2 косынки, шитых золотом;
  •  4 холодника;
  •  10 платков;
  •  2 кремневых и 2 курковых пистолета;
  •  2 пушечки и ядра к ним;
  •  сабля;
  •  алебарда;
  •  секира парадная;
  •  2 копья;
  •  нарезное ружье с инкрустациями;
  •  7 больших деревянных статуй;
  •  иконы, среди них уникальная – «Усекновения главы Иоанна Предтечи»;
  •  кольца XVIII-XIX вв. и разные украшения;
  •  более тысячи экземпляров денежных бумажных знаков и монет.

Были собраны замечательные коллекции резных деревянных изделий, рукописей XVII-XIX вв., мебели и домашней утвари, орудий труда древнего человека, орнаментированной глиняной посуды. В естественно-историческом отделе были представлены «костяки человека», минералы, гербарии, коллекции насекомых. Много экспонатов хранилось в революционном отделе и отделе крепостного права.

Таким образом, за 1926-1927 гг. в музее были собраны экспонаты, которые и через 80 лет экспонируются и являются самыми лучшими не только в Балахнинском музее, но и в области. Деятельность В.Н. Кириллова в качестве заведующего музеем была высоко оценена. Городской совет 8 марта 1928 г. вынес ему благодарность и запланировал провести электроосвещение, остекленение витрин, оградить здание забором и инвентаризировать музейные экспонаты.

Но вскоре над музеем начали сгущаться тучи…

В июне 1928 г. в музей нагрянула «Высокая комиссия» в составе представителей: Нижгубмузея – товарищей Демьянова и Баранова, Горсовета – Бортникова, Административного отдела – Ганькина. В присутствии В.Н. Кириллова было произведено обследование помещения музей и его коллекций. Оказалось, что музей располагается в сыром, непроветриваемом помещении, экспонаты не учтены и не занесены в инвентарную книгу, более чем на половину вещей не оформлены документы о получении, экспонаты находятся в хаотическом состоянии, отсутствует система в планировке экспозиций. Решение комиссии было более чем жестким:

«1. Запечатать музей, произвести доскональный учет.

В.Н. Кириллов был уволен и на его место 1 ноября 1928 г. назначен новый заведующий. Им стал учитель Евграф Степанович Муравьев. О его деятельности на посту заведующего музеем известно крайне мало, зато о его 42-хлетней педагогической работе сообщают многочисленные документы, хранящиеся в фондах краеведческого музея.

Евграф Степанович родился 7 декабря 1882 г. в селе Бурцеве Бурцевской волости Балахнинского уезда. Его отец – крестьянин, служил лесным сторожем у одного Балахнинского купца. Учиться Е.С. Муравьев начал у местного дьячка, потом пошел в открывшееся в селе земское начальное училище, которое и окончил в 1894 г. Пройдя курс наук в Балахнинском городском 3-хклассном училище, он 2 года проучился на Нижегородских педагогических курсах и выдержал испытание на звание учителя уездного училища. С 1903 г. в течение 25 лет он работал учителем, а затем и заведующим Бурцевского училища, которое при нем было преобразовано в 2-хклассное. За эти годы он много сделал не только для развития народного образования, но и для поднятия общего уровня жизни населения его родного села. По его инициативе были открыты библиотека имени Л.Н. Толстого в 1904 г., фельдшерский пункт, потребительское и кредитные общества.

После революции 1917 г. Е.С. Муравьева назначили сначала заведующим Балахнинской школы семилетки, а затем – музея. В бытность заведующим музеем, а на этой должности он оставался всего 2 года 5 месяцев, он преподавал русский язык и литературу на индустриальных курсах при НиГРЭС (Нижегородской электростанции) и на общеобразовательных рабочих курсах. В последующие годы он занимался преподавательской деятельностью в различных учебных учреждениях города. Никогда не состоя на воинской службе, он с 1935 по 1941 г. вел группу среднего и старшего комначсостава в 77-м отдельном батальоне войск НКВД по охране особо важных предприятий промышленности, о работе в котором он получил положительный отзыв от командира батальона капитана Рулина. Вот такой человек, всю свою жизнь посвятивший преподаванию, неожиданно для него возглавил «молодой» музей.

При передаче имущества от одного директора другому все экспонаты оказались «на местах». Значительное число предметов было без документов (не оформлены документально), но на них имелись надписи, указывающие их происхождение. Церковное серебро принималось по специальной описи, так как принадлежало Госфонду. Во второй (Крестовоздвиженской) церкви, занятой под склад (видимо, фонды музея), находилось много разного имущества закрытых церквей. Оно также принадлежало Госфонду, но не имело музейного значения.

При новом директоре основной акцент в работе музея был сделан на учет и хранение экспонатов. Уже через год после смены руководства 14 июня 1929 г. на заседании Президиума Горсовета Е.С. Муравьев доложил о проделанной работе:

Одной из главных заслуг нового руководства стало увеличение посещаемости музея. 70 % посетителей составили рабочие. Всего же за 46 дней в музее побывало 10 тысяч человек, то есть 217 человек в день. Цифра, по истине, огромная, особенно, если учитывать, что посетителями были не иногородние туристы, а только балахнинское население, что еще раз подчеркивает огромный интерес к музею и к культуре в целом в среде балахнинцев.

Несмотря на значительные улучшения в работе, горсовет потребовал от Е.С. Муравьева активизировать сбор экспонатов и обещал выделить на ремонт здания 300 рублей.

На декабрьском заседании Горсовет установил дни посещаемости музея – 2 раза в неделю и определил оплату за просмотр: 5 копеек – для взрослых, 3 – для детей.

Очередной доклад о работе музея Е.С. Муравьев читал на заседании 7 августа 1930 г. Работники Горсовета прекрасно понимали то значение, которое имела деятельность музея для культурной жизни города, поэтому всем промышленным предприятиям и учреждениям предписывалось представить в музей свои планы пятилетнего строительства и материалы об их выполнении. Это значительно облегчало собирательскую работу музея и способствовало расширению фондов. Горсовет дал установку на создание в музее отделов обороны страны и народного образования, расширения антирелигиозного отдела. Уделялось внимание и оплате труда музейных работников. На заседании было решено уравнять их зарплату с зарплатой учителей и при этом учесть расходы на поездки в центральный музей с научными целями  (командировочные расходы). Таким образом, что очень важно, признавался статус музея как научного учреждения.

Подводя итог работы музея на первом этапе его деятельности – с момента его регистрации в Наркомпросе 19 февраля 1927 г. и до начала в 1941 г. Великой Отечественной войны, когда деятельность музея фактически была прекращена – следует отметить колоссальную работу, которая была проведена его сотрудниками, в первую очередь В.Н. Кирилловым и Е.С. Муравьевым. Первому принадлежит первенство в деле организации музея и сборе уникальных музейных экспонатов. Второму – в налаживании музейной учетной документации и организации массовой просветительской деятельности. На этом этапе музей сумел утвердиться в городе как научное и просветительское учреждение. Он стал важным, необходимым звеном городской инфраструктуры, способным заниматься не только собирательской и научной работой, но и стал идеологическим центром, проводником правительственной политики в широкие народные массы.

Когда Великая Отечественная война подходила к концу и советские войска уже начинали переходить государственную границу, изгоняя врага с территории СССР, Городской совет в августе 1944 г. принял решение о возобновлении работы музея. Однако и в первый послевоенный год музей находился «в крайне запущенном состоянии, не оправдывая своего назначения по ознакомлению трудящихся с историей своего города» . Помещение музея находилось в запущенном состоянии, в экспозициях отсутствовали отделы современного периода, не освещалась работа промышленных предприятий в годы войны, и, что особенно не удовлетворяло требованиям «текущего момента», отсутствовали материалы о ходе «первого года четвертой Сталинской пятилетки». Эти недостатки, по мнению руководителей города, нужно было немедленно устранять. Во-первых, музею было предоставлено новое здание – каменное здание на Советской площади, бывший магазин «Динамо». Во-вторых, назначался новый директор музея – И.Я. Кузнецов. В-третьих, директора промышленных предприятий: Бумкомбината, ГоГРЭС, Картонной фабрики, Чернораменского торфопредприятия, ЖДО, Хлебозавода, Мебельной фабрики, были обязаны принять участие в ремонте помещения музея. При этом сроки ремонта были жесткими – 1 месяц. Эти же директора должны были выделить ответственных лиц для создания и оформления в музее отделов своих предприятий. Кстати, эта замечательная практика могла бы проводиться и сейчас, что не только бы подняло авторитет музея, но и способствовало бы налаживанию связей между музеем и предприятиями, которая в настоящее время полностью отсутствует.

К январю 1947 г. музей должен был предстать перед балахнинцами в обновленном виде. Однако положение музея после этих решений не только не улучшилось, но и ухудшилось. Начались мытарства по разным зданиям. И только в 1953 г. музей переехал в Покровскую церковь, где и располагается более 50 лет.

В августе 2010 г. Покровская церковь была передана Нижегородской епархии, а музей переехал в другие здания. Музей перерос в музейный комплекс. Музейные собрания насчитывали 14 единиц хранения.

Балахнинский музейный историко-художественный комплекс продолжает развиваться. При нем работают мастерские: кружевоплетения, жбанниковской свистульки, резьбы по дереву. Сотрудники проводят археологические исследования, участвуют в выставках и научных конференциях.

 

М.В. Карташова

кандидат исторических наук,

директор Балахнинского музейного историко-художественного комплекса


Карта сайта
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.